ДООП Волшебный мир шахмат 2024-2025 учебный год

1

СОДЕРЖАНИЕ
Нормативно-правовая база ..................................................................................... 3
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы .................................. 4
1.1. Пояснительная записка .................................................................................... 4
1.2. Цель и задачи программы ................................................................................ 6
1.3. Учебный план и содержание программы ....................................................... 7
1.4. Планируемые результаты .............................................................................. 11
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий ........................ 12
2.1. Календарный учебный график ...................................................................... 12
2.2. Условия реализации программы ................................................................... 14
2.3. Форма аттестации ........................................................................................... 15
2.4. Оценочные материалы ................................................................................... 15
2.5 Методические материалы ............................................................................... 16
2.6. Список литературы ......................................................................................... 17
2.7. Приложение 1 Раздел воспитания ................................................................. 18
2.8. Календарный план воспитательной работы ..................................................19

2

Нормативно-правовая база
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 17.02.2023 г.);
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31марта
2022 г. № 678-р);
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ от 18 ноября 2015 г.
Министерство образования и науки РФ;
7. Краевые
методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 2020 г.;
8. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018г.;
9. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях
развития Российской Федерации на период 2030 года», определяющего одной
из национальных целей развития Российской Федерации предоставление
возможности для самореализации и развития талантов;
10. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 года № 2945-р «Об
утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
11. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
12. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298-н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28
августа 2018 года, регистрационный № 25016);
13. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детского сада общеразвивающего вида № 4.

3

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир
шахмат» (далее – Программа) составлена на основе программы «Феникс –
шахматы для дошкольников» А.В. Кузин, Н.В. Коновалов, Н.С. Скаржинский.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами.
Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебный мир шахмат» имеет социально-гуманитарную направленность,
так как ориентирована на формирование личностного развития ребёнка
посредством вовлечения его в интеллектуально-спортивную среду, в
частности путём знакомства с шахматным искусством.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Возрождение ценностного потенциала отечественной шахматной школы
направлено на реализацию личностно-развивающей и гуманистической
государственной политики дошкольного образования в нашей стране. При
этом ценностный потенциал, накопленный в шахматной педагогике, является
инструментом как образования, так и воспитания.
Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития
интеллекта ребёнка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра,
доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания.
Обучение детей шахматам помогает развитию мышления, учит ребёнка
сравнивать, обобщать, содействует формированию таких качеств, как
внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность.
Также важно подчеркнуть, что занятия шахматами в раннем возрасте
являются средством выявления и поддержки математически одарённых детей.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что
программа «Волшебный мир шахмат» направлена на решение задач
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования в области формирования общей культуры личности детей и
обогащение (амплификацию) детского развития за счёт включенности в
интеллектуально-спортивную среду.
Данная программа помогает в организации содержательного досуга
детей, удовлетворении их потребностей в активных формах познавательной
деятельности, таким образом решает проблему поиска эффективных методов
познавательного и социально-коммуникативного развития детей дошкольного
возраста.
4

Отличительные особенности программы.
Данная Программа разработана на основе системно-деятельностного
подхода и направлена на формирование социально-коммуникативных и
познавательных
компетенций.
Она
предполагает
стимулирование
деятельности и структурирование процессов мышления (внимание,
планирование, рефлексия, память, счёт, анализ и самоанализ).
Соревновательная форма некоторых занятий позволяет сформировать
активную социальную позицию и создать предпосылки для формирования
лидерских качеств у подрастающего поколения. Однако «ситуация неуспеха»,
типичная для спорта, нацеленного на достижение высших результатов, в
занятиях с дошкольниками должна сниматься организационными акцентами
проведения состязаний (например, главный приз «За достойное поведение»,
«За помощь в организации турнира» и др.).
На занятиях применяется индивидуальный подход ко всем детям,
индивидуальные задания повышенной сложности для одарённых детей и
выбор уровня сложности для детей с ограниченными особенностями здоровья.
Адресат программы.
Набор в группы осуществляется на добровольной основе. Количество
обучающихся – не более 8 человек. Программа ориентирована на детей 6-7
лет.
В программе предусмотрено участие детей с особыми образовательными
потребностями: детей с ограниченными возможностями здоровья и (или)
детей-инвалидов, одарённых детей, не имеющих противопоказания по
состоянию здоровья.
Возрастные особенности развития детей:
Головной мозг заканчивает своё анатомическое формирование;
развивается образное мышление; активизируется внимание, оно становится
прозвольным; появляется способность управлять своим поведением;
активизируются процессы сначала произвольного, а затем и преднамеренного
запоминания.
Научные исследования, проводимые ведущими отечественными
психолого-педагогическими школами, рекомендуют детям в возрасте 5-6 лет к
образно-символическому
материалу
добавлять
нормативно-знаковый
материал, а в подготовительной группе (6-7) – все типы материалов с более
сложным содержанием. В соответствии с этими рекомендациями
дидактические материалы программы разрабатываются согласно возрастным
особенностям дошкольников.
Уровень программы – ознакомительный.
Объём и срок реализации программы.
Объём программы – 36 часов. Количество часов указывается в
академических часах. Программа рассчитана на 1 год обучения.
5

Форма обучения – очная.
Режим занятий.
Исходя из санитарно-гигиенических норм, продолжительность одного
академического часа для обучающихся 6-7 лет – 30 мин, предусматривает
физминутки. Общее количество часов в неделю – 1 час. Занятия проводятся во
второй половине дня 1 раз в неделю.
Особенности организации образовательного процесса.
Группы формируются из обучающихся одного возраста. Состав группы:
постоянный, занятия групповые. Виды занятий по программе определяются
содержанием программы и могут предусматривать практические занятия,
развлечение, соревнования.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание интеллектуально-спортивной среды для
развития социально-коммуникативных и познавательных личностных свойств
ребёнка.
Задачи программы:

Личностные (правила поведения на соревнованиях, в том числе в
ситуации успеха и неуспеха):
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные
и нравственные ценности (в том числе эффективнее – на примере сказочных
персонажей);
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий;
- формирование безопасных основ поведения в социуме;
- развитие навыков общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками
в соревновательной деятельности;

Предметные (во время занятий):
- развитие любознательности и познавательной мотивации;
- формирование навыков сознательных действий посредством «действий
в уме».
 Метапредметные
- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и
физическими упражнениями, играм, и использование их в свободное время;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного
взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной
деятельности.

6

Концептуальные подходы
Программа создана согласно концепции развивающего обучения и
предполагает системно-деятельностный, компетентностный подход к
образованию детей дошкольного возраста.
Программа учитывает навыки и умения, которыми обладает дошкольник
в настоящее время, и предлагает педагогические приемы, которые позволяют
реализовывать задачи социально-коммуникативного и познавательного
развития и приобрести навыки, умения сначала при помощи взрослого, а
потом самостоятельно.
Важной составляющей процесса реализации Программы является
интеллектуально-соревновательная деятельность, в которой ребенок участвует
совместно с другими детьми и взрослыми.
Основные принципы реализации Программы
В целях организации качественной работы предлагается придерживаться
следующих принципов:
- системный подход, реализация образовательного содержания «от
общего к частному»;
- принцип «единства аффекта и интеллекта» (Л. С. Выготский) –
интегрированный подход к организации процесса освоения предлагаемого
содержания Программы;
- развитие у детей навыков поисковой деятельности, т. е. создание
проблемных ситуаций, которые будут мотивировать ребёнка к
самостоятельному поиску возможностей их разрешения;
- учёт индивидуальных особенностей (в том числе лидерских качеств,
инициативности, различий в темпе выполнения задач и пр.);
- создание условий для мотивации к саморазвитию (стимулирование у
детей желания в различной свободной деятельности повторять (дополнять
пройденный материал);
- использование формата диалога (ребенка со взрослым, детей между
собой, педагогов друг с другом и родителями) как основной базы процесса
передачи информации и способа речевого развития.
1.3. Учебный план и содержание программы
Учебно-тематический план
№
п/п

1.
2.

Название
раздела,
темы

Знакомство
Шахматная
доска

Количество часов
Всего

Воспита- Теория
тельный
компонент

1
1

0,5
0,5
7

Практика

0,5
0,5

Формы
контроля

Наблюдение
Наблюдение

3.
4.

5.

6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.
14.
15.
16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Прямые линии
Знакомство с
шахматной
доской
Знакомство с
шахматными
фигурами
Знакомство с
пешками
Пешка
Соревнование
пешками
Знакомство с
Ладьями
Ладья
Тренировочные
позиции
(Ладья)
Знакомство со
Слонами
Слон
Слон
Тренировочные
позиции (Слон)
Тренировочные
позиции
(пешки, Лальи
и Слоны)
Спортивное
соревнование
Знакомство с
Ферзями
Ферзь
Ферзь и пешки
Тренировочные
позиции
Знакомство с
Конями
Конь
Конь угрожает
Тренировочные
позиции
Знакомство с
Королями

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

Наблюдение
Наблюдение

1

0,5

0,5

Наблюдение

1

0,5

0,5

Наблюдение

1
1

0
0

1
1

Наблюдение
Наблюдение

1

0,5

0,5

Наблюдение

1
1

0
0

1
1

Наблюдение
Наблюдение

1

0,5

0,5

Наблюдение

1
1
1

0
0
0

1
1
1

Наблюдение

1

0

1

Наблюдение

0

0,5

Наблюдение

1

0,5

0,5

Наблюдение

1
1
1

0
0
0

1
1
1

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

1

0,5

0,5

Наблюдение

0
0
0

0,5
1
0,5

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

0,5

0,5

Наблюдение

1

1
1
1

0,5

0,5
0,5

1
8

Наблюдение

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

36.

Король
Тренировочные
позиции
Ценность
фигур
Шах
Мат в один ход
Шах и мат
Тренировочные
позиции
Тренировочные
позиции
До свидания,
шахматная
страна
Спортивное
соревнование
Итого

1
1

0
0

1
1

Наблюдение
Наблюдение

1

0,5

0,5

Наблюдение

1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0

0,5
0,5
0,5
1

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

1

0

1

Наблюдение

1

0

1

Наблюдение
Наблюдение

1

0,5

0

0,5

36

2

7,5

26,5

Содержание учебно-календарного плана
Занятие 1. Знакомство.
Познакомить с комплектом раздаточного материала и спортивным
инвентарём. Правила безопасности.
Занятие 2. Шахматная доска.
Сформировать представление о правилах размещения шахматной доски между
партнёрами.
Занятие 3. Прямые линии.
Сформировать понятие прямой линии на шахматной доске.
Занятие 4. Знакомство с шахматной доской.
Познакомить с шахматной доской, формировать понятия «горизонталь»,
«вертикаль», «диагональ».
Занятие 5. Знакомство с шахматными фигурами.
Познакомить с шахматными фигурами, расстановкой фигур перед шахматной
партией.
Занятие 6. Знакомство с пешками.
Познакомить с пешкой, её местом в начальном положении партии, тем, как
она ходит, бьёт другие фигуры.
Занятие 7. Пешка.
Закрепить навыки игры пешкой.
Занятие 8. Соревнование пешками.
Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. Сыграть
тренировочные позиции.
9

Занятие 9. Знакомство с Ладьями.
Познакомить с шахматной фигурой Ладья, местом Ладьи в начальном
положении, тем, как она ходит, бьёт другие фигуры.
Занятие 10. Ладья.
Закрепить навыки игры фигурой Ладья.
Занятие 11. Тренировочные позиции (Ладья).
Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях.
Занятие 12. Знакомство со Слонами.
Познакомить с шахматной фигурой Слон, местом Слона в начальном
положении, тем, как он ходит, бьёт другие фигуры.
Занятие 13. Слон.
Закрепить представление о шахматной фигуре Слон.
Занятие 14. Слон.
Закрепить навыки игры шахматной фигурой Слон.
Занятие 15. Тренировочные позиции (Слон).
Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях.
Занятие 16. Тренировочные позиции (пешки, Лальи и Слоны).
Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях.
Занятие 17. Спортивное соревнование.
Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать интерес
к игре в шахматы, усидчивость, совершенствовать навыки решения
простейших шахматных задач.
Занятие 18. Знакомство с Ферзями.
Познакомить с шахматной фигурой Ферзь, местом Ферзя в начальном
положении, тем, как он ходит, бьёт другие фигуры.
Занятие 19. Ферзь.
Закрепить навыки игры шахматной фигурой Ферзь.
Занятие 20. Ферзь и пешки.
Закрепить навыки игры шахматными фигурами Ферзь и пешка.
Занятие 21. Тренировочные позиции.
Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях.
Занятие 22. Знакомство с Конями.
Познакомить с шахматной фигурой Конь, местом Коня в начальном
положении, тем, как он ходит, бьёт другие фигуры.
Занятие 23. Конь.
Закрепить навыки игры шахматной фигурой Конь.
Занятие 24. Конь угрожает.
Закрепить навыки игры шахматной фигурой Конь, развивать внимание,
умение отстаивать свою позицию.
Занятие 25. Тренировочные позиции.
Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях.
10

Занятие 26. Знакомство с Королями.
Познакомить с шахматной фигурой Король, местом Короля в начальном
положении, тем, как он ходит, бьёт другие фигуры.
Занятие 27. Король.
Закрепить навыки игры шахматной фигурой Король. Развивать внимание,
способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное
решение.
Занятие 28. Тренировочные позиции.
Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях.
Занятие 29. Ценность фигур.
Познакомить с ценностью каждой шахматной фигуры.
Занятие 30. Шах.
Сформировать представление о позиции шах, развивать способность детей
думать, рассуждать и анализировать различные ситуации.
Занятие 31. Мат в один ход.
Сформировать представление о позиции мат, развивать способность детей
думать, рассуждать и анализировать различные ситуации.
Занятие 32. Шах и мат.
Сформировать представление о комбинациях шах и мат.
Занятие 33. Тренировочные позиции.
Закрепить знания о позициях шах и мат.
Занятие 34. Тренировочные позиции.
Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях.
Занятие 35. До свидания, шахматная страна.
Закрепить пройденный материал.
Занятие 36. Спортивное соревнование.
Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях. Сыграть шахматные
партии.
1.4. Планируемые результаты
В ходе реализации программы «Волшебный мир шахмат»
предполагается достижение определённых результатов всеми участниками
образовательных отношений. Планируемые результаты освоения программы
детьми соотнесены с основными требованиями ФГОС ДО к целевым
ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, которые должны
выступать гарантом и основанием преемственности дошкольного и
начального общего образования ребёнка. Исходя из этого, для различных
целевых групп (детей, педагогов, родителей) планируются следующие
результаты освоения Программы.
11

Ребенок

приобретает потребность в действиях в уме и начальную
мотивацию к интеллектуальной деятельности; проявляет индивидуальный
интерес к различным аспектам шахматной игры (соревнование, решение
задач, иное); владеет умениями и навыками сотрудничества со сверстниками и
взрослыми, в том числе на основе образно-символических и нормативнознаковых материалов.
Педагог

создаёт интеллектуально-состязательную среду для развития
социально-коммуникативных и познавательных личностных свойств ребёнка;
укрепляет сотрудничество всех участников образовательного процесса
«ребёнок – семья – дошкольная образовательная организация».
Родитель

получает инструмент эмоционально здоровой коммуникации с
детьми в виде интеллектуально-состязательной игры в досуговое время;
расширяет диапазон ответственности за выбор интеллектуального
предпрофессионального развития своего ребёнка на раннем этапе его
социализации.
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических
включающий формы аттестации»

условий,

Дата

п/п

Тема занятия

факт

№

план

2.1. Календарный учебный график
Воспитательный
компонент

Колво
часов

Время
проведения
занятия

Форма
занятия
Вводное
занятие
Практичес
кое
занятие
Практичес
кое
занятие
Практичес
кое
занятие

Место
проведен
ия

Форма
контрол
я

1.

Знакомство

1

16.00 – 16.30

2.

Шахматная
доска

1

16.00 – 16.30

3.

Прямые линии

1

16.00 – 16.30

4.

Знакомство с
шахматной
доской
Знакомство с
шахматными
фигурами
Знакомство с
пешками

1

16.00 – 16.30

1

16.00 – 16.30

Практичес музыкальны Текущий
кое
й зал
занятие

1

16.00 – 16.30

Практичес музыкальны Текущий
кое
й зал
занятие

5.

6.

12

музыкальны Текущий
й зал
музыкальны Текущий
й зал
музыкальны Текущий
й зал
музыкальны Текущий
й зал

7.

Пешка

1

16.00 – 16.30

8.

Соревнование
пешками
Знакомство с
Ладьями

1

16.00 – 16.30

1

16.00 – 16.30

10.

Ладья

1

16.00 – 16.30

11.

Тренировочные
позиции (Ладья)

1

16.00 – 16.30

12.

Знакомство со
Слонами

1

16.00 – 16.30

13.

Слон

1

16.00 – 16.30

14.

Слон

1

16.00 – 16.30

15.

Тренировочные
позиции (Слон)

1

16.00 – 16.30

16.

Тренировочные
позиции (пешки,
Лальи и Слоны)
Спортивное
Спортивно
соревнование
е
соревнова
ние (0,5 ч.)
Знакомство с
Ферзями

1

16.00 – 16.30

1

16.00 – 16.30

Соревнова музыкальны Текущий
ние
й зал

1

16.00 – 16.30

19.

Ферзь

1

16.00 – 16.30

20.

Ферзь и пешки

1

16.00 – 16.30

21.

Тренировочные
позиции

1

16.00 – 16.30

22.

Знакомство
Конями

1

16.00 – 16.30

23.

Конь

1

16.00 – 16.30

Практичес
кое
занятие
Практичес
кое
занятие
Практичес
кое
занятие
Практичес
кое
занятие
Практичес
кое
занятие
Практичес
кое
занятие

9.

17.

18.

с
Беседа
«Мамы
разные
нужны,
мамы разные
важны»

(0,5 ч.)
13

Практичес
кое
занятие
Соревнова
ние
Практичес
кое
занятие
Практичес
кое
занятие
Практичес
кое
занятие
Практичес
кое
занятие
Практичес
кое
занятие
Практичес
кое
занятие
Практичес
кое
занятие
Практичес
кое
занятие

музыкальны Текущий
й зал
музыкальны Текущий
й зал
музыкальны Текущий
й зал
музыкальны Текущий
й зал
музыкальны Текущий
й зал
музыкальны Текущий
й зал
музыкальны Текущий
й зал
музыкальны Текущий
й зал
музыкальны Текущий
й зал
музыкальны Текущий
й зал

музыкальны Текущий
й зал
музыкальны Текущий
й зал
музыкальны Текущий
й зал
музыкальны Текущий
й зал
музыкальны Текущий
й зал
музыкальны Текущий
й зал

24.

Конь угрожает

1

16.00 – 16.30

25.

Тренировочные Беседа
«Военные
позиции

1

16.00 – 16.30

26.

Знакомство
Королями

1

16.00 – 16.30

27.

Король

1

16.00 – 16.30

28.

Тренировочные
позиции

1

16.00 – 16.30

29.

Ценность
фигур

1

16.00 – 16.30

30.

Шах

1

16.00 – 16.30

31.

Мат в один ход

1

16.00 – 16.30

32.

Шах и мат

1

16.00 – 16.30

33.

Тренировочные
позиции

1

16.00 – 16.30

34.

Тренировочные
позиции

1

16.00 – 16.30

35.

До свидания,
шахматная
страна
Спортивное
Спортивн
соревнование
ое
соревнова
ние
(0,5 ч.)
2
Итого:

1

16.00 – 16.30

1

16.00 – 16.30

профессии
» (0,5 ч.)

36.

с

Практичес музыкальны Текущий
кое
й зал
занятие
Практичес музыкальны Текущий
кое
й зал
занятие
Практичес
кое
занятие
Практичес
кое
занятие
Практичес
кое
занятие
Практичес
кое
занятие
Практичес
кое
занятие
Практичес
кое
занятие
Практичес
кое
занятие
Практичес
кое
занятие
Практичес
кое
занятие
Праздник

музыкальны Текущий
й зал
музыкальны Текущий
й зал
музыкальны Текущий
й зал
музыкальны Текущий
й зал
музыкальны Текущий
й зал
музыкальны Текущий
й зал
музыкальны Текущий
й зал
музыкальны Текущий
й зал
музыкальны Текущий
й зал
музыкальны Текущий
й зал

Соревнова музыкальны Итоговый
ние
й зал

36

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Занятия по программе проводятся на базе МБДОУ д/с ОВ № 4. Занятия
организуются в музыкальном зале, соответствующем требованиям СанПиН и
технике безопасности.
В помещении имеется следующее учебное оборудование:
– столы и стулья для обучающихся и педагога,
14

– спортивный инвентарь (демонстрационная шахматная доска с
фигурами, шахматные комплекты – один на двух обучающихся),
– технические средства обучения (интерактивная доска, проектор,
ноутбук).
Учебно-методическое сопровождение.
В рамках программы применяются учебно-методический комплекс
«Феникс – шахматы для дошкольников». Кузин А. В., Коновалов Н. В.,
Скаржинский Н. С. Комплект из программы, методических рекомендаций и
раздаточных материалов.
Кадровое обеспечение.
Программу составила педагог дополнительного образования Анголенко
Оксана Владимировна. Образование высшее. Армавирский государственный
педагогический институт, 2003 г. Специальность – «Педагогика и методика
дошкольного образования», дополнительная специальность – «Коррекционная
педагогика и специальная психология (дошкольная)».
Сведения о повышении квалификации: курсы повышения квалификации
в ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края по теме:
«Методические аспекты и особенности проведения занятий курса «Шахматы»
в объёме 36 часов.
2.3. Форма аттестации
Основными формами аттестации являются: соревнования, опросы.
2.4. Оценочные материалы
Освоение дополнительной общеразвивающей программы «Волшебный
мир шахмат» не сопровождается проведением итоговой аттестации
обучающихся.
При реализации программы осуществляется оценка индивидуального
развития ребёнка. Она производится педагогом в рамках педагогической
диагностики. Ведущим методом является наблюдение, в процессе которого
педагог отмечает особенности проявления ребёнком личностных качеств,
деятельностных умений, интересов, фиксирует реакции на успехи и неудачи.
Данные
наблюдений
позволят
педагогу
скорректировать
образовательную деятельность с учётом индивидуальных особенностей
развития ребёнка и его потребностей. Результаты диагностики используются
педагогом для индивидуализации образования и оптимизации работы с
группой.

15

2.5. Методические материалы
Формы совместной деятельности взрослых и детей при реализации
программы:
1. Рассказ, показ и объяснения различных аспектов шахматной игры.
2. Соревновательно-игровая деятельность в шахматах, направленная на
создание интеллектуально-игровой коммуникации и содействующая:
- самоутверждению ребёнка;
- развитию внимания, памяти, специальных познавательных
способностей, усвоению получаемых знаний;
- формированию у ребёнка способности понимать стоящую перед ним
задачу, осознавать, запоминать игровые правила, контролировать свои и
чужие действия;
- становлению умения действовать с партнёрами, применяя способы
регуляции совместной деятельности, способности адекватно переживать удачу
и неуспех;
- совершенствованию в совместных играх с правилами многих
социальных представлений, в том числе о справедливости и
несправедливости;
- воспитанию адекватной самооценке.
3. Организация и проведение шахматного праздника, соревнований,
направленных на развитие любознательности, инициативности и
самостоятельности в процессе создания интеллектуально-спортивной среды
как развивающего образовательного средства, благодаря которому ребёнок
включается в процесс «действия в уме».
Методы и технологии:
Словесные методы. В данной программе преобладают такие методы, как
рассказ, беседа. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать
информацию.
Наглядные методы. Ребёнок получает информацию с помощью
раздаточных материалов. Наглядные методы используются во взаимосвязи со
словесными и практическими способами обучения.
Практические методы обучения основаны на реальной деятельности
детей и формируют практические умения и навыки шахматной игры.
Выполнение практических заданий в соревновательной форме моделирует
ситуации реальной жизни и повышает ответственность за принимаемые
решения в ходе шахматной игры.
Также широко применяются активные методы, которые позволяют
дошкольникам обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный
субъективный опыт. Активные методы обучения предполагают использование
в образовательном процессе определённой последовательности выполнения
16

заданий: анализ и оценка конкретных шахматных ситуаций, игра с заданных
позиций.
Репродуктивный метод применяется при повторении способа
деятельности по заданию педагога. Деятельность педагога заключается в
разработке и сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении
действий по образцу (например, решение шахматной задачи по теме занятия).
Формы сотрудничества с семьёй.
Программа «Волшебный мир шахмат» предусматривает добровольное и
посильное включение родителей (законных представителей) в процесс
воспитания в рамках предлагаемого содержания занятий.
Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий
реализации программы.
В дошкольный период детства происходит становление личности
ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. На данном
жизненном этапе самыми близкими людьми для ребёнка являются родители.
Приобщая воспитанника к шахматам в дошкольной организации, необходимо
помнить, что семья должна поддерживать стремление ребёнка заниматься
спортом.
Взаимодействие семьи и педагога позволяет воздвигнуть тот фундамент,
на котором смогут базироваться лучшие традиции, позволяющие воспитать
нового гражданина России, возрождая традиции отечественной шахматной
школы.
Формы работы с родителями: консультации, беседы, совместное
проведение мероприятий.
2.6. Список литературы
1. Барский В. Шахматная школа: учебник для младших классов. – М.,
2016.
2. Барский В. Шахматная школа: рабочая тетрадь для младших классов.
– М., 2016.
3. Кузин А. В., Коновалов Н. В., Скаржинский Н. С. Феникс – шахматы
для дошкольников: учебно-методический комплекс. – М., 2017;
4. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес
и тайн полны: учебник для 1 класса четырехлетней или трехлетней начальной
школы / И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998;
5. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для
учителя / И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

17

Приложение 1
2.7. Раздел воспитания
Цель воспитания – гармоническое развитие личности ребенка,
формирование культуры здорового образа жизни, профессиональное
самоопределение в соответствии с личностными возрастными особенностями
у детей старшего дошкольного возраста посредством вовлечения его в
интеллектуально-спортивную среду, в частности путем знакомства с
шахматным искусством.
Задачи:
- воспитывать у детей интерес к различным аспектам шахматной игры;
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
нравственные ценности (правила поведения на соревнованиях, в том числе в
ситуации успеха и неуспеха, в том числе на примере сказочных персонажей);
- становление самостоятельности, целенаправленности собственных
действий;
- формирование безопасных основ поведения в социуме;
- развитие навыков общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками
в соревновательной деятельности, участвовать в обсуждении;
- развитие любознательности и познавательной мотивации;
- поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической
безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации,
признания, самореализации при освоении содержания программы.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе соотнесены с
основными требованиями ФГОС ДО к целевым ориентирам на этапе
завершения дошкольного образования.
При реализации программы ребенок приобретает потребность в
действиях в уме и начальную мотивацию к интеллектуальной деятельности;
проявляет индивидуальный интерес к различным аспектам шахматной игры
(соревнование, решение задач, иное); владеет умениями и навыками
сотрудничества со сверстниками и взрослыми, в том числе на основе образносимволических и нормативно-знаковых материалов.
Формы и методы воспитания:
Решение задач создания и поддержки воспитывающей среды общения и
успешной деятельности, формирования межличностных отношений на основе
российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из
учебных занятий. Важное место занимает соревновательно-игровая
деятельность в шахматах, направленная на создание интеллектуально-игровой
коммуникации. В воспитательной деятельности с детьми по программе
18

используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение),
метод положительного примера (педагога и детей); метод упражнений
(приучения); методы ободрения поведения детей, стимулирования,
поощрения.
Организационные условия:
Воспитательный процесс при реализации программы осуществляется в
условиях организации деятельности детского коллектива. Анализ результатов
воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за
поведением детей, их общением, отношениями детей в коллективе, их
отношением к педагогу, к выполнению своих заданий по программе. Анализ
результатов
воспитания
не
предусматривают
определение
персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности
конкретного обучающегося, а получение общего представления о
воспитательных результатах реализации программы, продвижения в
достижении определенных в программе целевых ориентиров воспитания:
какие воспитательных целей удалось достичь в ходе реализации программы, а
какие станут предметом воспитательной работы в дальнейшем.
2.8. Календарный план воспитательной работы

Декабрь

Ноябрь

Октябрь

Сентябрь

Дата проведения
27
сентября.
День
воспитателя
и
всех
дошкольных
работников
1
октября.
Международный
день пожилых
людей

Тема мероприятия
Выставка детских
рисунков «Любимый
человек в детском
саду»
Беседа: «Игры
бабушек и дедушек».
Разучивание
пословиц и
поговорок

4 ноября. День Просмотр
народного
презентации «Россия
единства
дружная страна»
3 декабря. День
инвалидов
5 декабря. День
добровольца
(волонтера)
в
России

Беседа «Если
добрый ты...»,
«Неделя добрых
дел»

Форма
проведения
Выставка

Направление
воспитания/ценности
Социальное
Ценности:
благодарность, дружба

Беседа

Духовно-нравственное,
социальное
Ценности: семья,
благодарность,
уважение, труд

Просмотр

Беседа, акция

19

Патриотическое
Ценности: Родина,
единство
Патриотическое,
познавательное,
физическое и
оздоровительное,
социальное,
духовно-нравственное,
Ценности: добро

Беседа

Социальное
Ценности: дружба

23
февраля. Беседа «Военные
День защитника профессии»
Отечества

Беседа

Патриотическое,
социальное,
познавательное,
эстетическое,
Ценности: семья

8
марта. Беседа
«Мамы
Международный разные нужны, мамы
женский день
разные важны»

Беседа

Социальное,
познавательное,
эстетическое

Просмотр
видеофильма о
космосе

Просмотр

Познавательное,
эстетическое

Беседа на тему
«Помним, чтим,
гордимся»
Спортивное
соревнование

Беседа

Познавательное,
патриотическое,
социальное
Познавательное,
социальное

Май

Апрель

Март

Февраль

Январь

Беседа на тему
«Дружба»

12
апреля.
Всемирный день
авиации
и
космонавтики
9 мая. День
победы

Соревнование

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Сведения об образовательной организации

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 16.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (86168) 5-50-31

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».